СТУПИНСКИЙ
ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ
МУЗЕЙ





Запомнить
Вход / Регистрация

Автор Администратор 11 апреля 2016 года в 11:03

Надгробие Белопесоцкого монастыря

Согласитесь: сегодня трудно представить нашу жизнь без информационных технологий. Необходимо сделать заметку – откройте органайзер на смартфоне, сочинить роман – ноутбук и Word, отправить письмо – только E-mail. Шрифт по умолчанию, кегль 14, интервал 1,5. Типовые символы и знаки, незначимость формы и полное погружение в смысл. И разве можно представить, что когда-то запись даже порою банальных вещей становилась настоящим произведением искусства и особое начертание букв тоже передавало суть мыслей автора?! А доказательством этому служит уникальный памятник древнерусской письменности, представленный в экспозиции Ступинского историко-краеведческого музея, – известняковая надгробная плита с надписью, выполненной вязью.

Экспонат, который датируется 1654 г., был найден в ходе реставрационных работ, которые проводились в Свято-Троицкой Белопесоцкой обители в 1980-е гг. На плите представлена эпитафия (надгробная надпись), выполненная в технике углубленной контурной резьбы.

Фронтальная сторона предмета повреждена, что существенно затрудняет прочтение текста. Однако в Белопесоцком монастыре сохранилась аналогичная плита-таблица с полностью совпадающим текстом, по которому были уточнены «темные» места музейного первоисточника.

Надпись на плите сообщает о захоронении рода Хрущовых. В тексте упомянуты три мужских имени: Иван, Алексей и Карп. Даны точные даты смерти этих людей. Также акцентировано внимание на социальном статусе одного из героев текста («...раб божий Алексей во иноцех схимник...»).

Казалось бы, простая передача сведений о неизбежных событиях. И это было бы так, если не одно «но»… Ведь текст создан на древнерусском языке без разделения на слова с помощью такого неповторимого типа письма, как вязь, для которого характерно соединение букв и образование ими непрерывного орнамента. Об этом свидетельствуют отличительные приемы вязи, которые можно проследить на примере разных фрагментов надписи. Во-первых, это лигатура — соединение двух или нескольких букв с помощью общей части. Во-вторых, прием уменьшения отдельных букв и распределения их в промежутках между неуменьшенными буквами. В-третьих, соподчинение — написание двух уменьшенных букв одна под другой. И, в-четвертых, прием сокращения частей букв в целях сближения самих букв друг с другом. Также высота букв в тексте превалирует над их шириной, что является еще одним отличительным признаком вязи. Буквы слились в единую орнаментальную композицию, символизируя и непредсказуемость, и сложность, и быстротечность, и в то же время небывалую красоту этой жизни.

В тексте присутствуют диакритические знаки, то есть надстрочные, подстрочные, внутристрочные знаки. К ним относятся титло (волнистая линия), точки, знак для обозначения числового разряда тысяч (крест с двумя перекладинами). Эти знаки служили для обозначения цифр, так как в древнерусском языке цифры обозначались буквами и для каждого разряда (единицы, десятки, сотни) применялись свои буквы. Так, фрагмент с буквами «земля», «рцы», «кси», «веди», которые заключены в точки и под титло, передает число 7162, которое в данном тексте является годовой датировкой от момента сотворения мира. Для ее перевода в современную систему времени, от рождества Христова, необходимо вычесть из представленного числа цифру 5508. Таким образом, надпись рассказывает о событиях 1654 г., о неминуемых событиях, которые спрячутся в вечность, но в то же время останутся в памяти потомков, благодаря художнику.


Теги: ступино, музей, белопесоцкий, монастырь, надгробие, вязь, экспонат, фонд,

Комментариев нет.